2 марта прошло пресс-мероприятие компании-производителя спортивного оборудования Hasttings. Представитель компании рассказал про динамику рынка спортивного оборудования за последние пандемические годы, тенденцию цен в регионах, долю экспорта и импорта, а также перспективы отрасли на 2022 год.
Главными спикерами стали генеральный директор Hasttings Дмитрий Ворончихин, президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина и директор департамента франчайзинга сети фитнес-клубов X-Fit Руслан Биктимиров.
Дмитрий Ворончихин представил статистику последних лет: «Если говорить о емкости рынка тренажеров в России, то за последние 10 лет число граждан, активно занимающихся спортом, выросло на 25% и составляет почти 40% населения страны, а к 2024 году ожидается рост до 55%. С одной стороны это показывает потенциал развития отрасли, с другой — растущий спрос россиян на спортивный инвентарь и тренажеры».
Ключевые показатели фитнес-отрасли по итогам 2021. Функционирует около 7 800 физкультурно-оздоровительных объектов, преимущественно сетевые клубы и студии. Количество занятых в отрасли около 460 800, упущено 26,5 млрд рублей выручки в 2021 году. Всего за 2 года объем рынка сократился на 63,5 млрд рублей. Объем рынка по итогам 2021 года равен 103,5 млрд рублей.
Анализ колебаний динамики продаж по отрасли в 2021 году в сравнении с докризисным периодом, с незавидной регулярностью на протяжении года демонстрирует отрицательные показатели, рынок так и не смог к ним приблизится, лишь единственный был успешный апрель месяц, тогда разрыв в среднем по отрасли составил всего 5,2%, и некоторые игроки были близки к оптимистичным показателям. Пандемический кризис оказывает серьезное влияние на фитнес-отрасль, которая в 2021 году совершенно была не готова к таким испытаниям: отсутствие какой-либо финансовой «подушки» и разгром, нанесенный в 2020 году, высокая закредитованность, дорогие и неснижаемые арендные ставки, а также большие социальные налоги с ФОТ.
Положительный момент для индустрии в том, что пандемия привела к стремительному росту спроса на тренажеры для тренировок дома в первый год: кардио, силового оборудования, аксессуаров для занятий спортом. Производители спортинвентаря наращивали производственные мощности, что привело к увеличению сроков производства и поставок. Это и другие факторы рынка привело к увеличению цен на домашнее спортивное оборудование (до 50%) и на профессиональное (до 40%) относительно показателей 2019 года.
На мероприятии тренер компании Hasttings продемонстрировал простые, но эффективные упражнения для быстрого приведения тела в форму, а также каждый гость получил разработанное нутрициологом меню и возможность попробовать необычные соки из импровизированного фреш-бара.
Опасности развития индустрии
Первая — некачественные реплики
Множество заводов-производителей не имеют своих инженеров-проектировщиков, поэтому их продукция является репликами оборудования крупных брендов. Изготовители часто не учитывают тонкости конструктивных решений, что приводит к нарушению механики тренировки и может быть небезопасно для пользователя.
«К сожалению, встречаются недобросовестные предприниматели, завышающих технические характеристики товаров, что может оказать негативное влияние на отношение покупателей к товарам спортивной индустрии и снизить эффективность тренировок», — пояснила Елена Силина: «Не всегда можно понять, что тот или иной тренажер может нанести вред здоровью. Это становится явным только со временем. Необходимо дать рынку то оборудование, которое будет честным: с доступной ценой, отличными техническими возможностями, которое будет работать на оздоровительный эффект и результат клиента».
Вторая — сложившаяся геополитическая ситуация
«Мы не спешим давать прогноз для отрасли спортивной индустрии, так как пока невозможно оценить масштаб вводимых санкций и то, как они повлияют на макроэкономику страны. Как и все производители и импортеры, мы зависим от мировых цен на сырьё и других макроэкономических показателей, которые в итоге влияют на спрос и платежеспособность потребителей», — прокомментировал Дмитрий Ворончихин.
Главные тренды — автоматизация фитнес-бизнеса, онлайн-направления, инновационные технологии
О тенденциях и фитнес-франчайзинге на российском рынке рассказал директор департамента франчайзинга X-Fit Руслан Биктимиров: «За последние 5 лет произошло увеличение рынка франчайзинга в 2 раза. Объем в 2021 году составил 3,2 трлн рублей. В 2022 году мы планируем открыть больше 30 клубов по стране. В их числе — инновационные клубы X-FIT Point. Это новое направление в России — клубы работают без персонала, 24\7, функционируют через мобильное приложение, с помощью которого можно записаться на тренировку, провести оплату и войти в клуб».
Мода на ЗОЖ — основа положительной динамики развития рынка
Одним из значимых моментов положительной тенденции развития индустрии в будущем производители отмечают моду на здоровый образ жизни. По этому показателю специалисты наблюдают позитивную динамику все последние годы. У представителей бизнеса нет оснований полагать, что приверженцы здорового и активного образа жизни откажутся от него.