Сальваторе Феррагамо.Король сапожников, сапожник королей.

8 ноября 2023
Новость в соцсетях:
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

Он шил обувь для знаменитостей и делал это только вручную. Он мечтал, чтобы у каждого человека в мире была сшитая под него пара обуви, которая «обнимала бы ногу с шелковой нежностью». В своих мемуарах, которые он назвал «Сапожник мечты», он предполагал, что родился, чтобы стать сапожником, и, вероятно, уже был им в предыдущих жизнях. Его звали Сальваторе Феррагамо.

Сальваторе родился в бедной многодетной итальянской семье в 1898 году. Он был одиннадцатым из четырнадцати детей. Надо ли говорить, что обуви хватало не на всех, ее берегли как зеницу ока и надевали только по праздникам. Так что удивляться мечте маленького Сальваторе стать сапожником вряд ли стоит. Его мечта сбылась – вначале он стал подмастерьем у одного из лучших обувщиков Неаполя, а в 1914 году в возрасте пятнадцати лет уехал в США, где на обувной фабрике в Бостоне уже работал один из его старших братьев. На бостонской фабрике будущий дизайнер проработал почти 10 лет, а в середине 20-х годов переехал в Санта-Барбару к другому своему брату – тот открыл обувной магазинчик и ему очень нужен был «свой» продавец. На досуге Сальваторе мастерил обувь – воплощал свои первые идеи по ее усовершенствованию. 

Как-то в его магазин зашел известный в те годы режиссер Сесил де Милль. Зашел он во внеурочное время и увидел Феррагамо за работой – тот вдохновенно мастерил сапоги. Де Милль как раз снимал очередной вестерн и думал, кому бы заказать целых сто пар ковбойских сапог. Магазин Феррагамо попался на его пути весьма кстати. Так Сальваторе получил свой первый крупный заказ, который выполнил безупречно, четко и в срок. Сотрудничество с де Миллем успешно продолжилось, а дорогу в магазин Сальваторе начали протаптывать именитые клиенты. Джон Бэрримор, Рудольфо Валентино, Мэри Пикфорд, Глория Свенсон, Дуглас Фербенкс… Вскоре все они носили обувь от Феррагамо, которого прозвали «звездным сапожником». 

В 1923 году Сальваторе окончательно обосновался в Голливуде и поступил в университет Лос-Анджелеса, потому что не только красивой обувью жив настоящий обувщик. Изучал математику, анатомию, инженерное дело, а параллельно разрабатывал колодки, правильно распределяющие нагрузку на стопу и облегчающие хождение на высоких каблуках. И разработал, разместив между подошвой и стелькой металлическую поддерживающую деталь, так называемый «геленок». Но это было только началом. За годы своей работы Сальваторе Феррагамо зарегистрировал около 300 патентов на инновационные усовершенствования обуви – супинаторы, танкетки, металлические шпильки, каблуки-клетки и пр. 

Впрочем, только техническими усовершенствованиями Феррагамо не ограничивался – он работал с обувью так, как маэстро от-кутюр работает с одеждой: делал туфли, украшенные алмазами, жемчугом, золотым и серебряным шитьем. А когда наскучили драгоценности, в ход пошли раковины, рыбья чешуя и морские водоросли, перья колибри и страуса… 

А еще он изобрел «стиль махараджи» – и в результате в его судьбе вновь наметился резкий поворот. Итак, в 1927 году в мастерскую Сальваторе Феррагамо пришла восточная красавица, супруга индийского махараджи. Она хотела заказать модные туфли на высоком каблуке, разработанные специально для ее ноги с деформированной стопой. Полторы недели понадобилось обувщику, чтобы создать красивую обувь, скрывающую все недостатки. На одной паре туфель она не остановилась – и Сальваторе придумал для нее целый «обувной гардероб». Знатно заработав на богатой заказчице, маэстро смог осуществить свою давнюю мечту – открыть на родине, в Италии, сеть мастерских, где обувь стали бы шить вручную. Мастерские с общим штатом 60 человек заработали во Флоренции в 1928-м. 

Однако удача изменила Феррагамо – уже через год, в 1929-м, настало время Великой депрессии, и его компания разорилась. На помощь Сальваторе пришли старые связи и безупречная репутация «сапожника звезд». Однако до конца оправиться от кризиса он не успел – началась война. Лучшее сырье шло на обмундирование армии, а для «гражданских» сапожников настали времена лютого дефицита. Но это только подтолкнуло фантазию Феррагамо. Нет подошвенной кожи? Сделаем подошвы и каблуки из коры пробкового дуба! Нет хорошего шевро? Союзки можно делать из плетеного в изящные сеточки целлофана, вернуться к старинной технологии обуви из текстиля! Бедствия войны неожиданно пробудили в Феррагамо такую финансовую изворотливость, что после ее окончания он приобрел два заброшенных дворца времен раннего Возрождения в Вероне и Флоренции, где создал мастерские со штатом 43 человека. 

Кроме конкретных заказов, Феррагамо находил время и для собственного творчества. Однажды (было это в 1947 году) он встретил на берегу реки Арно рыболова и поинтересовался, не боится ли тот, что тоненькая леска быстро порвется? «Это нейлон, – равнодушно бросил рыболов, – не порвется». Тогда, почти на манер Архимеда с криком: «Как же это мне раньше в голову не приходило?!», Сальваторе Феррагамо помчался в мастерскую и за ночь придумал и сделал «невидимую» обувь из прозрачной нейлоновой сетки на оригинальном клиновидном каблуке. За эту модель он получил премию Неймана и Маркуса, которая в мире обуви приравнивается к кинематографическому «Оскару». Первую идею Феррагамо затем развил в серию моделей с союзкой из тонкой плетеной сетки, которая сегодня считается классикой летней обуви. 

…Сальваторе Феррагамо умер в 1960 году в возрасте 63 лет. Дело отца продолжила жена и сыновья дизайнера. В том, что стиль Феррагамо вовсе не музейный реликт, можно убедиться в бутике Salvatore Creations. Здесь можно купить культовые модели туфель и сумок, воссозданных в малых сериях. Они не просто потрясающе актуальны. В них есть шарм блестящей эпохи и магия оригиналов, с которых «списаны» сегодняшние бестселлеры моды…

Разместить рекламу

Отправьте заявку — менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.