Roja Dove — профессор парфюмерии.

14 июня 2022
Новость в соцсетях:
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin

Британец Roja Dove – не только один из известнейших знатоков и историков парфюмерии в мире, но и автор самых неординарных и интересных ароматов и двух книг – The essence of perfume и Quintessentially Perfume, конечно, тоже об ароматах. В них, как в капле духов, отражена вся история парфюмерии, парфюмерных флаконов, парфюмерных вдохновений, легенд, сказок, нот – их можно читать как учебник, а можно как художественную литературу, по обстоятельствам. Даву также принадлежит бутик Haute Parfumerie на пятом этаже лондонского универмага Harrod’s, где он собрал коллекцию парфюмерных шедевров. А не так давно Рожа Дав был избран одним из Послов Творчества Великобритании, вместе с сэром Полом Смитом, сэром Ричардом Брэнсоном, Вивьен Вествуд, Викторией Бекхэм и Кейт Мосс.

Как и большинство англичан, Рожа Дав – немного эксцентрик. Одевается в стиле Элтона Джона, неравнодушен к стразам и шелку, при этом смело рассуждает о «жестокой моде, не прощающей несовершенств», и остроумно критикует ароматы, носящие имена знаменитостей, – благо есть за что. «Дешевые, старомодные и бестолковые…» – такими словами он одаривал шедевры от Бритни Спирс и Наоми Кэмпбелл в интервью The Guardian несколько лет назад. Рожа Дав дешевых запахов не делает и другим не советует. Долгое время он занимался исключительно сочинением ароматов на заказ (множество его клиентов принадлежало к аристократическим фамилиям). Стоимость формулы и производства доходила до 25 000 фунтов. Хотя сам парфюмер утверждал: «Я понятия не имею, сколько стоят в производстве мои духи. Я смотрю на формулу аромата, я не смотрю на ее стоимость. Вообще, день, когда мы изменим формулу аромата, чтобы сделать его производство более дешевым, – купите мне в этот день букет цветов. Потому что это будет означать, что я умер»… И все же несколько лет назад он запустил бренд «прет-а-порте» – Roja Parfums с ценами, более понятными обычным людям, – около 300 фунтов за 50 мл. Его ароматы выступают в совершенно иной весовой категории, чем почти все, что сегодня продается. Они тяжелее, плотнее, гуще и в их шлейфе плетутся все великие парфюмерные сенсации прошлого…

ГОВОРИТ РОЖА ДАВ

О ДЕТСТВЕ

Любовь к ароматам у меня появилась еще в детстве, когда мама целовала меня на ночь, а ее запах долго оставался в комнате. Еще я был заинтригован тем, насколько по-разному пахнут флаконы на мамином столике – каждый, словно джинн, творящий свое заклинание, унося нас из обыденности в миры фантазий. 

О НАТУРАЛЬНЫХ И СИНТЕТИЧЕСКИХ ИНГРЕДИЕНТАХ

Я использую жасмин из Грасса, это очень редкий жасмин, но я покупаю его не для того, чтобы сказать – вот, посмотрите, я покупаю жасмин из Грасса, – а потому, что он пахнет иначе, чем любой другой жасмин. Есть натуральные очень дешевые ингредиенты. Есть синтетические – и очень дорогие. Нет натуральных ароматов фрезии, гардении, пионов. Их все надо создавать. Вопрос – сколько и какие синтетические ингредиенты использовать. Я люблю пример с майкой. Обычная майка из C&A, да? Она может быть на 100% натуральной. И посмотрите, на что она будет похожа к концу дня. Или майка хорошего бренда. В ней будет 99% коттона и 1 процент синтетики – но она будет вечером держать форму. Но есть другой вариант – майка содержит 99% синтетики. И вы в ней задыхаетесь. С ароматами то же самое.

О ДОРОГОМ И ДЕШЕВОМ

Мои клиенты хотят пахнуть иначе, чем их сосед по столику в ресторане. Вообще мода на ароматы… По-английски говорят: «хочешь быть овцой – пасись в стаде». Не хочешь – не пасись. Если вы наносите на кожу дорогие ингредиенты, вы пахнете дорого. Если вы наносите дешевые – будете пахнуть соответственно. Вы свои деньги конвертируете в свой запах.

О ВКУСОВЫХ ПРИСТРАСТИЯХ

Есть люди, которые очень любят мои ароматы. Есть люди, которые их терпеть не могут. Да или нет. Меня это устраивает. Я вообще не люблю середину. Ее нет в моем словаре. Аромат не должен оставлять равнодушным, пусть не любят, это не страшно. Запах должен длиться весь день, но не сильно. Звучать, чтобы вы могли его слышать и мечтать.

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МАРКЕТИНГА

У меня есть ароматы, которые продаются медленнее, чем остальные. Другие компании прекращают их выпуск. Я – нет. Они должны быть! Они создают баланс. Они странные, но у них есть покупатели, которые любят их за эту странность. Именно за нее. И раз есть несколько людей, которые любят такие сложные духи, они не полюбят другие, им будет не хватать сложности. Если вы делаете хорошие вещи, рано или поздно у них найдутся покупатели. Не надо только идти на компромиссы.

О ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ

Я бы предпочел, чтобы в этом мире было больше творческих людей (в том числе парфюмеров), чем военных. Первые приносят счастье и удовольствие, вторые – боль и страдания.

О ХОББИ

Мое хобби – работа. Возможно, это прозвучит ужасно скучно, но я люблю все, что я делаю, я живу и дышу работой. Я живу той жизнью, для которой я был рожден. В какой-то давно забытый момент я вдохнул ароматную молекулу, и я изменился навсегда, моя судьба была выкована для меня. Для меня нет другого пути, чем парфюмерия – как можно не любить ее? Но я люблю путешествовать, и это имеет гигантское позитивное влияние. Недавно на Сицилии я встретил столь прекрасные и необычные запахи розмарина и жасмина, что я думаю, они могли бы стать началом нового аромата. Три года работы на Ближнем Востоке вдохновили меня на ароматы серии Aoud – там я узнал многое об этом необычном ингредиенте, учился по запаху узнавать уровень его качества, но что важнее – я узнал, как люди носят его и за что его ценят. Создание моего первого аромата заняло два года, и теперь я наслаждаюсь, когда клиенты с Востока говорят: «Вот так нам нравится пахнуть; когда аромат тянется за нами невидимым облаком – это правильный аромат!» Это самый лестный комплимент, комплимент знающих людей…

О БЕССМЕРТИИ

Когда Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен записывал свою первую формулу 10 августа 1828 года, вероятно, он не мог предполагать, что пять поколений его семьи будут парфюмерами. Я всегда помню слова Жана-Поля Герлена, что он был удачливее многих парфюмеров, так как у него было 170 лет опыта и знаний. Так что, возможно, древние египтяне были правы, веруя, что ароматы способны сделать нас бессмертными. Мы вдыхаем аромат и ощущаем его дар оживлять воспоминания; каждый парфюмер учится своему ремеслу от учителей и передает знания следующему поколению, так что какая-то частица древних знаний должна быть в каждом флаконе духов. Для каждого из нас, современных парфюмеров, формирующих сегодня мир ароматов, важно, что наша работа может вдохновить парфюмера в будущем. Мне нравится цитата журналиста Джозефин Фейрли о моей работе: «Через годы, когда будущие поколения будут писать хроники парфюмерной истории, вполне вероятно, что наряду с Guerlain, Chanel, Jean Patou появится имя Roja Dove».

Разместить рекламу

Отправьте заявку — менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования.